metafor_7 (metafor_7) wrote,
metafor_7
metafor_7

Куда и к чему ведёт разследование путешествия гром-камня



Из прошлой публикации можно было сделать вывод о том, как гордилась Франция своими сыновьями, трудившимися в России: скульптором Фальконе и графом Карбури. И, если, по поводу первого, представления сложившиеся в России о нём согласуются с представлениями во Франции, то по поводу второго - имеются существенные разногласия. Но, обо всём по порядку.

Прежде всего, чем гордятся во Франции.

(те, кто владеет французским языком, могут обстоятельно ознакомиться с содержанием всей статьи. Я же приведу цитаты так, как их перевёл на русский гугл-переводчик.

На самом деле, в статье очень подробно описывается и подъём скалы из котлована, и конструкция саней, и сама транспортировка.)


Journal des artistes : annonce et compte rendu des ouvrages de peinture, sculpture, architecture, gravure, lithographie, poésie, musique et art dramatique

Автор: Société libre des beaux-arts (Paris). Автор текста: Éditeur : [s.n.] (Paris)

1831-04-17

"АРХИТЕКТУРА. -Mechanics. Транспортные здания и т.д.

"...Одна из самых необычных транспортировок - доставка в Петербург скалы, которая является основой для конной статуи Петра Великого.

У французского скульптора Фальконе, который был ответственным за сооружение этой статуи, возникла идея о её месте на отвесной скале, которая была бы изготовлена искусственно. Но Карбури предложил использовать большой камень, который был в болоте, в заводи близко к Финскому заливу, лиги и половину от набережной и пяти милях от города. Форма этой массы была параллелепипеда 42 футов на 27 и 21 был принят этот проект и Carburi отвечал за транспортировку скалу SaintPétersbourg. Вот подробности этого транспорта, стоимость которых 3I5, 000 фр...

...Сани был помещен где он состоял из тяжелых балок, вырезанные на их поверхности, чтобы получить за кулисы METAT.

Несколько крючков были прикреплены к салазкам; кабели мы будем тянуть его. По мере перемещения балки и крылья, у нас было шесть пар, так что, как только будет свободна за камнем, мы могли бы, прежде чем вернуть его. Шарики были помещены в крылья, два фута друг от друга, ensorte всю массу несли тридцать два медных шарика, в которы добавили олово. Семь человек были размещены на каждой стороне, и под камнем, отвечает за хранение и толчке, aveaupe железный прут, какой из этих шаров должна перестать двигаться. Хотя оккупация этих людей казалась опасной. Тем не менее, ни в этом маневре, ни в любом другом, это не случайно, не произошло.

Положение скалы не позволили втянуть его в прямую линию, сделали еще одни сани, с помощью которых мы могли бы перенаправить его. Балки и за этим вторая машина была, по их длине, циркулярный, ensorte, который заканчивается только рок двигались, когда они размещены на верхней части, в то время как центр остается неподвижным. Пятнадцать шаров, поддержали камень на этой машине.

Первая операция по перевозке этой огромной массы было поднять немного, чтобы заменить плот, на котором она покоилась, кадр, где она должна была быть втянута, эта операция была проведена двенадцать сильных винтов: приостановив на этих винтов были сняты с плота, и установить их бесплатно за кулисы саней, на которых скользили кадры и сцены; а рама была шириной 17 футов, а скала была на 21, это excéda шасси 2 фута с каждой стороны, и именно в этом, которые были помещены выступающие винты.

... Занятые, каждый шпиля, варежки от двух до трех шкивов; Кабели имели половину дюйма в диаметре. My-1b довольно значительные сухопутные трассы, потребовалось четыре лебедок, а иногда даже шесть, с тем же количеством мужчин в каждой. Барабаны, расположенные на скале, дал сигнал, и все движения были сделаны с большим количеством порядка. Мы прошли через этот путь, и без усталости, от 80 до 200 ярдов в день, когда не будет сталкиваться с каких-либо препятствий, и в эти дни есть только четыре или пять часов в зимний период. Это было любопытное зрелище ходьбе камень, на котором сорок рабочих постоянно работаем над тем, чтобы придать нужную форму. Кузница была также размещена там. Мы использовали шесть недель, чтобы сделать его поездки в лиге и полтора, на берегах Невы..."

Източник: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6540673g/f11.item.r=pi%C3%A9destal%20de%20Pierre-le-grand%20Falconet.zoom

Как мы можем видеть, статья в журнале появилась в 1831 году. И было это уже после победы над Наполеоном. Но до того, в книге о строителях мегалитов древности, тоже упоминается гром-камень. Правда в несколько пренебрежительном тоне:

Общий доклад о работе Академии наук, искусств и литературы города Каен (Caen) 1801 год ...

"Современные времена ничего сравнимый в этом жанре не предлагают. Камень привезен в Петербург по заказу; Кэтрин, чтобы служить в качестве подставки для статуи Петра Великого, весил всего три миллиона, и ехать было всего три лиги с половиной: каменный блок; Meudon, использовали два основных cymatia .. фронтона Лувр, не взвешивали две тысячи сто фунтов, прежде чем распиленные: обелиск, что Сикст. было перевезено в Рим, что вес семьсот пятьдесят тысяч фунтов..."
Източник: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5516054w/f59.item.r=pi%C3%A9destal%20Pierre-le-grande.zoom

Вообще-то, упоминание о транспортировке гром-камня чаще встречается в технической литературе:

"Словарь терминов, используемых в строительстве и для познания и использования материалов, инструменты, используемые для их реализации, использование этих материалов в строительстве различных видов древних и современных зданий, законодательство здания, Пьер Шаба, .... AB-CI" 1881 г.

"Cabestan, с. м. - Вертикальная ось лебедка, которая используется для оказания силы в горизонтальном направлении.

Рисунок 659 представляет собой ведущий вал состоит из нижней рамы, снабженной промежуточным поперечным элементом, в котором отверстие, которое дает проход к одному из лебедки цапф;

в верхней части цилиндра проходит через две полукруглые вырезы, вырезанных в шпал второго кадра осуществляется в течение первых четырех полюсов; лебедка заканчивается с головой, что длинные полосы через



горизонтальном положении, даже число и на которых мужчины действуют перпендикулярно повернуть брашпиль. Намотан вокруг троса лебедки; но мы не фиксировали его к ее концу; одна нить наматывается по мере развития других трасс. Рама, размещенная на земле, удерживается с помощью кабелей к неподвижным штифтами.

Эта машина очень древний обычай, потому что Аристид говорит в своей работе по механике, и Витрувий упоминает его под именем ergata.

Револьверной можно использовать для сдвига наиболее значительные нагрузки. Упомянем, как и исторические примеры очень тяжелых масс тронуты этим аппаратом обелисков Рима, известный камень, который служит в качестве пьедестала для статуи Петра Великого в Санкт-Петербурге, а также один из больших камней которые формируют углы фронтона Пантеона в Париже и т.д."

Източник: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k9613130z/f343.item.r=pi%C3%A9destal%20Pierre-le-grande.zoom

Но, я думаю, что самое интересное то, что техническое решение этой операции, послужило основанием для появления патентных разработок по железной дороге.

31. - ИМПОРТ РАЗВИТИЕ ET.DE ПАТЕНТ 15 (11 сентября, 1818) - для "новых методов автомобилей, построенных с фиксированными или накладных железных дорог, предоставленных г Dubochet, Нант, Департамент Loire-Inférieure.- Выдержка из описания: "трудности, транспортирующих бремени поступает в основном из следующих устройств трения ...

Это бесконечно выгодно нести бремя центра тяжести на постоянной высоте или кто чувствует себя лишь незначительные изменения и дипломированный медленно. легкость жеребьевке на платформах высеченных камней или досок на вертикальных брусьев, на de.métal прутков или сцен, это демонстрация, из-за материала, который используется там чаще всего, и из-за того, что они не работают одновременно с автомобилями и ими. Я имею в виду эти устройства под названием фиксированной железной дороге. Я вижу их как фиксированные, когда "они не работают. с автомобилем, даже когда, с помощью отдельного транспортного средства, отдаляет или бежит перед ними одни и те же дорожки (кулисы), над которыми они уже прошли, и, среди других примеров, которые он практиковал для транспорта постамент статуи Петра Великого, Saint-Pétersbourg. "

http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5773039d/f90.item.r=pi%C3%A9destal%20Pierre-le-grande.zoom

Теперь, когда вы, мои читатели, удостоверились, что доставка гром-камня в Санкт-Петербург наделала шума не только в России, но и в Европе, перехожу к личности Карбури. И для начала - книга:

"Библиографическая информация и подробная информация об источниках для проведения консультаций. VIII. Кабасиус-Каселлес ..."

В этой книге приводится биография графа Карбури от рождения до смерти, но меня интересуют сведения по истории гром-камня. Поэтому привожу только это (да и то, в машинном переводе)

GARBVRIS (Марин, граф), греческий инженер...

"... построил сооружение, где была литая статуя Петра Великого в Санкт-Петербурге. у Фальконе, не желавшего поднять статую на обычный пьедестал, была идея формирования искусственной скалы из несколько камней, объединенных связями из железа и бронзы. Но Карбурис правильно заметил, что эта сборка из нескольких частей может выдержать климат России, и что это был монолит. Все лето прошло в бесполезных поисках: нашли только один блок в лиге из Санкт-Петербурга; но адмирал и несколько инженеров видели невозможной его транспортировку. Тем не менее, этот блок не достигал даже половины размера монолита с Финского залива, о котором сообщил Карбурису крестьянин, этот одиночный блок гранита двадцать один фут высоты, длины и quarantede двадцать семь в ширину. Этот монолит был погружённым в болотистую местность на глубину до пятнадцати футов.

Екатерина предложила цену в 7000 рублей для осуществления перевозки. Министр Бецкий предложил разрезать на четыре или шесть штук; но Карбурис зачислен транспортировать целиком посредством своего изобретённого механизма. Он сначала сделал модель машины, в пропорции 1:10; и прикрепляя 3000 фунтов, он увидел, что это могло приводиться в движение одним пальцем. Карбурису, завершив свою машину и выровнив путь для транспорта, удалось высвободить монолит из болота, в которое тот был погружен. Carburis, хотя страдает от лихорадки, направленной на транспорте. В своем приказе, дать сигнал двумя барабанами, в верхней части монолита, сигнал одновременно, чтобы начать движение многими рабочими одновременно. Кузница печь всегда был на середине монолита для ремонта судов. Весь двор с Генрих Прусский пошел навстречу камень, который, пройдя через шесть недель в течение четырех с половиной миль, достигли берегов Невы, где Адмиралтейство сделать транспорт до на берегу столицы.

Корабль сто восемьдесят футов длинной, шестьдесят шесть в ширину и семнадцать высоты был подготовлен для того, чтобы получить массу, он должен был носить. Но когда монолит был помещен там, и они удалили воду, которую мы привезли корабль к мосту был на уровне земли, было обнаружено, что судно раскололось на несколько места, и, изгибаясь, как лук, вздымалась на обоих концах. После двух подъёмов используется напрасно, Карбурис, к которому прибегают, сделал место и прикрепить к каждой стороне фрегат судна; Затем загрузив камни носовой и кормовой части корабля, там, восстанавливает баланс, и заставил его принять свою первую форму. Таким образом, камень путешествовал водой в Санкт-Петербург, к удивлению жителей этого города, бросились в толпе на берегу. 30 сентября 1769, монолит был помещен на площади Санкт-Петербурга. Императрица назначила Карбуриса использованием Betzky лагеря, и дал ему руководство благородного корпуса пехотных курсантов. Но, несмотря на эти почести, Карбурис хотел вернуться на родину, чтобы ввести значительные улучшения. Он прошел через Париж, где он опубликовал на французском языке с описанием своей работы и машины, которые он использовал, чтобы транспортировать его. монолит, добавляя химический анализ одного и того же монолита, сделанное его брат Жан-Батист Carburis: Памятник возведен во славу Петра Великого, или отношения работы и механического и т.д., графом Carburis Marin, до сих пор лейтенант полиции и ЕКС. сор с направлением благородного тела земных курсантов Санкт-Петербурга; Париж, 1777...

По заказу французского правительства, модель Carburis механизм был свергнут год Консерватории искусств и ремесел. Carburis оставался некоторое время во Франции, где он женился unelFrançaise и вернулся в Санкт-Петербург с его семьей. Императрица дала ему большое вознаграждение, и получил правительство Венеции отзывом его изгнанию и даже подарок в любой собственности болотистой равнине на острове Кефалония, ставить для обеспечения его совершенствования проектов ,

**

Конечно, перевод машинный, корявый, но и тут можно понять следующее: Карбурис был выдающимся инженером, всё было сделано им,.. Особенно впечатлило и в этом описании и в описании Баксмейстера, что судно, на которое был погружён камень, едва ли не развалилось при двух неудачных попытках подъёма.





Ещё одно описание этого момента читаем у Бакмейстера:

"Нагруженное камнем судно хотя только на 8 футов могло опуститься в глубину, но чтоб взвезти на оное камень, должно было оно стоять неотменно на твердой земле, дабы одна сторона судна не возвысилась, а другая не погрузилась, и следовательно, естли бы судно потеряло свое равновесие, то камень подвергнулся бы опасности падения в воду. И так впущено было в судно столько воды, что оно даже до дна погрузло. Поелику плотина тремя футами была ниже судна, то отворили одну сторону оного, и 28-го августа стащили камень помощью двух на другом судне поставленных воротов с плотины на находящуюся посреди судна решетку, коей обоюдные высоты составляли ровную поверхность. Открытая в судне сторона [C. 30] была опять надлежащим образом закрыта.

Потом, как вытянули из судна воду, приподнялось оно только кормою и носом, середина же, на коей лежала тяжесть, осталась под водою. От сего согнутия оторвались многие от судна доски, и вода стремилась в оное силою. Все работные люди принуждены были вытягивать из судна воду насосами, и с помощью великих камней, положенных на обе стороны судна, наконец опять оное погрузили. Поелику несчастный сей случай произошел оттого, что тяжесть камня весьма сильно действовала только на средоточие судна, то рассудили расположить оную по всей его поверхности в равном содержании. Помощью винтов приподняли камень на шесть дюймов и подставили с каждой стороны оного разной величины подпоры, кои одним концом оперли о камень, а другим о находящиеся под судном бревна, и следовательно, разделили по всей поверхности судна. После сего [C. 31] положенные по обеим сторонам камни свалили опять прочь и вытягивали насосами воду, на коей судно поднялось надлежащим образом на высоту."

Ужасный момент! Вы не находите?

Теперь читаем тот же французский журнал 1831 года, о котором я говорила ранее:

"Адмиралтейство построил лодку длиной 180 футов 66 в ширину и 17 высоким. И высота была дана там, так что она сидела в придонной воде и свергли точку приема скалу. Лодка открыта на той стороне, где скала должна была войти, они открыли огонь по горизонтали, и когда он был помещен, он восстанавливает сторону лодки, которая была открыта, и начал слейте воду, которую мы наполнили для отдыха на дне. У нас были некоторые проблемы также распределить нагрузку по всей поверхности лодки: чтобы добиться этого, нужно было поднять камень на шесть дюймов выше кадра, который носил, с помощью винтов. Они положили каждая сторона аркбутаны что полагались, одним из своих концов в выемках, сделанных. рок, а другой против кусков дерева, прикрепленных к нижней части лодки. Эти аркбутаны постепенно уменьшается в длину, так что было бы иметь на всей поверхности лодки. Сделав это, мы убрали винты, которые поддерживали скалу над шасси, и выпустив вниз, его вес распределяется на аркбутанах, и по всей поверхности лодки. После этой операции, мы закончили положить лодку на плаву; они поставили на каждой стороне судна, к которому он был прикреплен с помощью кабелей, которые, не только облегчило лодку, но устойчивый против различных движений, которые она могла бы получить ветер или возбуждение волн."

(Ссылка дана выше)

Этот самый момент ещё требует своего поиска, потому как в описи документов это не указано:



и следующий:



Нужно отметить, что сама по себе личность Ласкариса (Карбури) у многих вызывает вопросы. Ибо часто упоминается некий "кузнец", он же слесарь (то же самое, что и механик) Фигнер, подавший Карбури идею машины для перевозки камня и состава сплава для шаров. О Фигнере нужно писать отдельную статью, ибо это лицо реально существовавшее. А пока, ещё немного о Карбури:

"В том же 1773 году Ласкари, бывший постоянным посредником между Фальконе и Конторой строений, уходит в отставку и уезжает из России. Это была личность примечательная, явный авантюрист, один из тех эмигрантов, которых немало было в России в XVIII столетии. Грек с острова Кефаллиния, он, по преданию, был замешан у себя на родине в каком-то уголовном деле. Бежав в Россию, он поселился в Петербурге, где сделал неплохую карьеру.

Он часто называл себя графом Карбури, но в России был более известен как Ласкари или Деласкари. Довольно быстро овладев русским языком, он начал с должности учителя одного из частных пансионов, затем, познакомившись с Бецким, перешел к нему на службу, получив при этом чин капитана полевых войск. Предприимчивость и ловкость сделали его незаменимым человеком, и Бецкой назначил его, уже подполковника, полицмейстером в кадетский корпус. Недолгое время он был даже начальником корпуса.

Фальконе всячески покровительствовал Ласкари, имея в его лице сторонника в своих сложных взаимоотношениях с Бецким он хлопочет о награждении Ласкари («он один изобрел средства и сочинил машину для перенесения скалы»), старается оградить его от нападок («его давно уже обижают»), просит Екатерину оставить Ласкари при нем для организации литейных работ. Однако Екатерина не приняла сторону художника, она лучше знала цену этому человеку, и ее ответ на просьбы Фальконе вполне исчерпывает суть дела: «Признаюсь, что мне не только удивителен, но забавен тот жалобный тон, в котором постоянно настроен этот г. Ласкари, послушав его, так он кругом обижен. Ну, так чтоб узнать в чем дело, справьтесь сколько лет тому назад г. Ласкари был офицерик, скакавший за г. Бецким, который, найдя в нем ум и таланты или достоинства, из полевых войск, где тот был, если не ошибаюсь, поручиком или никак не более капитана, взял его к себе, зачислил в батальон и поручил обязанности адъютанта при себе. Этому не более семи или восьми лет. Он никогда не повышался по старшинству, а всегда, как Вам угодно назвать это — по протекции начальника, или потому, что хорошо исполнял возлагавшиеся на него поручения. Я сто раз говорила его начальнику, что он неуживчив и притязателен, вечно просит, вечно недоволен. Может быть, в армии иные оболгали его, то только такие, которые кровью своею заслужили повышение, а число тех, коих оболгал сам Ласкари, несравненно больше, у него постоянно на устах повышение или отставка; я всегда говорила, что его надо уволить, потому что никого не надо стеснять, но нельзя также позволить предписывать себе законы.

Я не говорю о других полученных им подарках как он скажет, что заслужил их, но желала бы я знать, в какой стране он получил бы не более, а столько же. Г. Ласкари в кадетском корпусе ненавидят, как лягушку, этому заведению необходимо было дать начальника, чтобы ввести более единства. Не знаю, что обещал ему его начальник, но не признаю, чтобы он мог жаловаться на несправедливость; иностранцу не дают отставки с повышением. По нашим военным законам, которые отличны, это преимущество принадлежит туземцам, и это справедливо по многим причинам, которые слишком долго было бы перечислять. И так все претензии оказываются пустыми, и я не нахожу, чтобы он отстал, достигнув в семь лет из капитанов подполковничьего чина, когда у нас в армии ежедневно видишь перед неприятелем капитанов, состоящих в этом чине с последней прусской войны».

Фальконе ничего не оставалось как смириться. Он не знал подлинного лица Ласкари, не знал того, что вся энергия и находчивость этого авантюриста, его дарование организатора, все было направлено к одной цели: собственной карьере и обогащению. Судя по всему, и в личной жизни он не отличался добродетелью. Известно, что за два года Ласкари умудрился трижды жениться и всех трех молодых жен похоронить, воспользовавшись их приданым.

Несмотря на то, что в России Ласкари нашел себе удобное пристанище, покровителей, быстро продвигался по службе, в глубине души он презирал все, что его окружало, людей, которые его обла
годетельствовали. Подлинный Ласкари раскрывался только в об
щении с некоторыми иностранцами. Французский дипломат Корбе-
рон очень точно обрисовал его облик, написав, что грек «негодует
на злобу и несправедливость, заедающие здесь иностранные та
ланты, без которых русские не могут обойтись, но к которым они
относятся с ненавистью...» Как видно из этих злобных слов,
Ласкари нельзя причислить к тем иностранцам, которые, попав в
Россию, благородно и честно служили русской науке и культуре.

Весьма примечательна дальнейшая судьба Ласкари. Из России он едет в Париж, где издает альбом, в котором публикует прихваченные из Петербурга чертежи и рассказывает историю перевозки Гром-камня, причем, естественно, основные заслуги во всей этой Эпопее приписывает себе. Затем он возвращается на родину в Грецию, где приобретает имение с плантациями индиго и сахарного тростника, но вскоре его же рабочие убивают его за жестокость.

Източник: http://www.ilovepetersburg.ru/content/laskari-velikii-i-uzhasnyi

На сегодня, думаю, достаточно. Тема ещё не изчерпана, надеюсь, что продолжу.

Tags: басни "лисичкиных", гром-камень, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “гром-камень” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments