metafor_7 (metafor_7) wrote,
metafor_7
metafor_7

Category:

Между традиционным изполнением и прогрессом

Что, по-вашему, объединяет это



и это?



Их роднит не только имя Монферрана, но и традиция изпользования силовых подъёмных лесов!

Я не случайно написала о традиции, ибо история изпользования аналогов уходит корнями в средние века, а, возможно, и гораздо глубже.

Документальное упоминание об этом имеется в архиве Fabbrica of St. Peter’s (AFSP) и в Государственном Архиве Рима. И, похоже, что силовые леса применялись ещё со времён Древнего Рима.

Мне встретилась интереснейшая статья Николетты Маркони (Nicoletta Marconi) об изпользовании таких конструкций, причём, не только однократном для возведения обелиска в Ватикане, но достаточно частом. Что для меня было неожиданностью, так это то, что разобранные леса не выкидывались, а хранились на специальном складе и могли модифицироваться в случае необходимости для возведения различных сооружений. Дело было поставлено на широкую ногу :о)

В 1587 году, по приказу папы Сикста V, Доменико Фонтана (1543-1607) в сотрудничестве со своим братом Марсилио и молодого Мадерно установил египетский обелиск в Ватикане.



Память об этом событии была запечатлена на фреске в соборе



Заслуга Фонтана основывался на усовершенствовании опыта древних инженеров Римской империи. Фонтана разработал чёткую последовательность этапов технологии перевозки и подъёма обелиска и колонн, оптимизировал потребное время и ресурсы с одновременным снижением риска несчастных случаев. Биографы приписывают большую часть успехов Фонтаны тому, что его ученичество проходило в рядах мастеров Ломбардии, где он узнал многие секреты ведения дела. Устройства, разработанные Фонтана, оказались подлинными чудесами механики, в результате появления которых архитекторы получили новые возможности для своего творчества.

Разработанная им методика для удаления, транспортировки и возведение гранитных обелисков, будь то монолитные или сборные, была основана на тщательной координации оперативных этапов, на использовании эффективных силовых строительных лесов и, прежде всего, на гибкой последовательности операций, которая может быть адаптирована также и для рутинных операций. Способы поднятия обелисков и монументальных колонн, принятые в Риме между 17 и 19 веками, были аналогичны тому, который был использован Домиником для установки обелиска у Святого Петра, а материалы, инструменты и "Traglie" повторно использовались и после этого. Термин "Traglie" изпользовался для обозначения блока из металлического (или деревянного) корпуса, который содержал одну или несколько пар шкивов, через которые был пропущен один канат. В противопоставление этому, механический подъёмный механизм “tackle" состоит из двух блоков, один постоянный, прикрепленный к подмостям, а другой работает связно с грузом, для его поднятия.

Нужно сказать, что для подъёмных лесов Фонтана потребовалось около 10 000 фунтов расплавленного металла (для изготовления блоков и шкивов), значительные количества дров для снабжения литейных, 139000 фунтов веревки и сотни тысяч фунтов древесины (Пеллегрини 1881 г., стр 132;. Д`Онофрио 1965, р. 475), все из которых должны были быть закуплены. Эти затраты были частично амортизированы, благодаря возведению других Сикстинских обелисков (1587-1589), для которых материалы и инструменты были адаптированы таким образом, чтобы удовлетворить специфические потребности каждой из этих последующих строительных операций.


Рисунок 1. Большие деревянные строительные леса использованные для подъёма и установки обелиска в Ватикане (Fontana D. 1590, с.20)

Таким образом, эта технология, и эти рабочие процедуры применялись разными мастерами на протяжении восемнадцатого и девятнадцатого веков, и они оставались в основном неизменными, несмотря на внедрение новых материалов, то есть фактически повторно использовалось то же самое оборудование Ватикана.

ПРОЕКТ SANTA MARIA MAGGIORE

Изначально колонна стояла в базилике Maxentius или Templum Pacis, завершено около 312 г. н.э., свод нефа которой изначально поддерживался 8 колоннами из мрамора. В середине 1500-х годов две из них были ещё на месте, но только одна из них имела капитель (рис.2).


Рисунок 2. Базилика Maxentius и колонна в настоящее время на площади Санта-Мария-Маджоре (Desgodetz 1682)

В 1580, Etienne Du Pérac (1525-1604) включил вид базилики Максенция в свою коллекцию рисунков римских древностей и сообщил, что колонна была сделана из мрамора с очень тонкими прожилками и была 15,6 метров высотой и диаметром 2,7 м.

Возведение колонны считается одним из наиболее значительных технических достижений начала 1600-х. Мадерно был выбран для этой работы вследствии его опыта и технической подготовки, приобретенной во время долгого ученичества в мастерских под руководством Фонтана. В его опыт входит строительство часовни Сикстинской мастерской в Санта-Мария-Маджоре, а также впечатляющие технические подвиги, такие как транспортировка колоссальных статуй Диоскуров до площади Пьяцца дель Квиринале и возведение обелисков, первым из которых был обелиск Ватикана.


Рисунок 3. Пьяцца Санта Мария Маджоре в Риме и колонна Девы Марии (Piranesi 1748, рис.7)

Этот опыт позволил Мадерна разработать и выполнить одно из самых захватывающих достижений начала 1600-х годов, благодаря рациональной организации работы всех участников и использованию хорошо проверенных технических устройств. Организация рабочих, на этом строительной площадке, как на другие управляемые Мадерно, была основана на принципах управления строительством Fontana, благодаря решающему вкладу этого семейства технических и управленческих специалистов, которыми была разработана так называемая "Римская строительная система". Это был эффективный метод построения, управления и организации, что позволило оптимизировать каждый этап строительства и синхронно воплощать хорошо структурированные оперативные планы.

Решение Папы возвести колонну Templum Pacis на площади Пьяцца-ди-Санта-Мария-Маджоре было принято 3 августа 1613 (Orbaan 1920, с.210). Мадерно организовал рабочих в группы в соответствии с их навыками, и структурировал работу так, чтобы было возможным изполнение жесткого плана и графика. Действительно, в шестнадцатый век, Fabbrica из Святого Петра стала экспериментальной лабораторией для строительной техники, учебным центром для квалифицированных рабочих и мощным средством распространение технических ноу-хау.

Письменные отчеты материалов, приобретенных складских помещений и квитанций Святого Петра для оплаты выданной Апостольским казначейством позволяют идентифицировать не только изпользовавшиеся технику и оборудование, но и последовательность операций, выполняемых для перевозки и возведения колонны.(детальное описание материалов и устройств можно найти в статье Николетте). Так, например, были изпользованы "traglioni" - двойные блоки, приблизительно в один метр длиной - полностью изготовленные из железа с шестью металлическими шкивами, расположенными в два ряда друг над другом, разработанными Fontana. Они были, конечно, очень полезными, но и очень дорогими. Именно по этой причине "traglioni" хранились на складах Святого Петра в течение двух столетий, хотя и неоднократно брались в аренду для особо сложных операций.

Чтобы защитить тело колонны от ударов и потертости, вал её был обвязан досками, скреплённых скобами и ободами, и был обёрнут несколькими слоями каната приблизительно диаметром 3,5 см намотанного плотно вокруг ствола. Опускалась колонна при помощи кабестанов. Обвязка была устроена таким образом, чтобы создать четыре секции по длине тела колонны и способствовать бережному снятию колонны и укладке её на тележку. Медленно и постепенно, колонна была опущена и положена на большие деревянные сани - "strascino" или "Nizza" - из четырех каштановых балок. Она была перевезена по пути с хорошо утрамбованной землей, покрытому деревянным настилом, что позволило роликам легко катиться. Уклоны были преодолены благодаря деревянной рампе, угол наклона которой не превышал 10%, установленной на прочной раме из вертикальных стоек.(читайте с гугл-переводчиком описание всей операции по доставке и подъёму колонны в източнике)


Рисунок 4. Оборудование, используемое для подъема и перемещения монолитных колонн (Valadier 1832, III, рис. CLXXVII, подробно)

Помост (грузоподъёмные леса) пришлось использовать еще раз, чтобы установить на месте капитель и статую Девы Марии, для чего понадобилось увеличить их высоту в средней секции, где она достигла высоты 20 метров. Строительные леса дополнительно усилили решеткой "ventole" и конопляными канатами различных размеров. "Ventole" помогли защитить грузовые канаты от колебаний из-за резких перегрузок. По этой причине, последние были закреплены на самые прочные балки. На кровле рабочей площадки, которая была сделана из решетки надежных балок из каштана, были помещены вертикальные блоки около десятка талей, которые были расположены таким образом, чтобы оставить достаточное пространство для установки капители и статуи (рис.5)


Рисунок 5. Деревянный каркас изпользованный для возведения больших монолитных колонн (Zabaglia 1743, рис. XXXV)

Мне был интересен следующий момент: "Как это делалось в древности, за несколько часов до начала операции, колонна была облицовкой погружена в воду таким образом, чтобы улучшить её сцепление с телом. Этим вес поднимаемого груза увеличился, что означало более тяжелую нагрузку для лебедок, следовательно увеличилось количество их более десятка." и то, что сигналы для координации этапов снятия колонны подавались звуками труб.


Рисунок 6. Модель деревянного помоста для подъема колонны (архивы Святого Петра, Рим)

Интересно, что упоминается и энтазис. И не одиножды. Это, товарищи альтернативщики, оказывается ещё и до Монферрана делалось! :о)

"Мероприятие было описано в уведомлении от 16 апреля 1614 года: "в понедельник утром, перед церковью Санта-Мария-Маджоре, началась работа по поднятию колонны, на которой будет помещена золоченая металлическая статуя Девы Марии "(Orbaan 1920, стр. 217)". Посмотреть пришло большое количество людей, и операция стала поистине медийным событием. Работа была проведена с очевидной легкостью.

Удивительно, хотя не неожиданно, что технология и приёмы подобные используемым Мадерно используются вплоть до второй половины ХIХ века. Несмотря на постепенное совершенствование теории, несмотря на рождение механики и внедрение новых материалов, архитекторы, отвечающие за воздвижение больших монолитов, продолжали использовать каркасы и механизмы, которые были идентичны спроектированным и построенным Fontana. Это было, скорее всего, связано с Римом, где гегемония Fabbrica из Святого Петра продолжалась до первой половины девятнадцатого века. В качестве примера можно привести неудачу несостоявшегося возведения колонны из Антонино Пио на площади Пьяцца Montecitorio, проводимой Франческо Фонтана с 1703 по 1704 (Marconi 1999) (рис. 7), а также захватывающий монтаж колонны Непорочного Зачатия на площади Пьяцца Mignanelli осуществлённый в 1856 году Луиджи Полетти (1792- 1869 г.) по приказу папы Пия IX (1846-1878) (рис. 8).


Рисунок 7. Гаспар ван Wittel. Леска используется для подъёма колонны Антонино Пио, 1705 (Мартинелли 1991, рис. IV)

Как и в случае Мадерно, Полетти приобрел опыт при реконструкции базилики Сан - Паоло Fuori ле мура, где были перевезены и установлены 12 монолитных колонн портика. Это было главной причиной его выбора для установки колонны Непорочного Зачатия. Колонна Непорочного Зачатия была сделана из цельного куска мрамора. Она была около 12 метров в высоту и имела 1,45 метра максимальный диаметр энтазиса. Наружные стойки силовых лесов были 20,5 метров высотой, в то время как четыре центральные достигали высоты 30 метров. После традиционного метода работы семнадцатого века, эта разница в высоте была продиктована необходимостью создания достаточного пространства для маневра внутри силовой конструкции, чтобы иметь возможность установить капитель на месте и капитель.


Рисунок 8. Леса используются для установки колонны Непорочного Зачатия на площади Mignanelli (1856 г.)

Весть об экспериментах Фонтана и других инженеров со временем достигла весьма отдалённых регионов, таких, как Россия. Как показывают исследования, в августе 1832 года для возведения колонны Александра на Дворцовой площади Санкт-Петербурга был изпользован способ, поразительно похожий на те, которые использовали Мадерно и Фонтана.


Рисунок 9. Леса для подъема одного из Форума Траяна колонн (май 1932)

Теперь, внимание!

" As Nicola Navone's studies show, the machinery and the techniques, used by the
Ticino architect, Antonio Adamini, in August 1832 for the erection of the Alexander column in Saint Petersburg’s Winter Palace Square, were strikingly similar to the ones used by Maderno and Fontana. The latter procedure which, contrary to the Roman context, had at its disposal almost unlimited manpower and building timber, took on a technical and empirical connotation that resisted all the procedures developed in those intervening years by the polytechnic engineers (Navone 2003). "

В статье упоминается, что в строительстве грузовых лесов для возведения монумента Александру участвовал архитектор Антонио Адамини. Далее Адамини упоминается ещё раз:
"Действительно, работа того же Адамини в портиками собора Санкт-Петербурга в 1835 году, где он создал большой несколько строительных лесов, чтобы поднять три колонны одновременно, также очень аналогично процедуре..." (указывается, что Адамини был итальянцем швейцарского произхождения.).


Памятник по проекту Адамини в Бородино (был взорван в XX веке и возстановлен по чертежам)

Вплоть до ХХ века, способы, методы, материалы и технологии, используемые для подъёма и повторной установки колонн древних изменилась лишь очень незначительно от традиционных методов работ шестнадцатого и семнадцатого века. Они эхом славы вековой традиции и несут свидетельство эффективности метода, разработанного в течение многих лет практики (рис.9). Действительно, только появление альтернативных форм энергии и по-настоящему революционные материалы продемонстрировали, что эти методы устарели.

по материалам http://www.arct.cam.ac.uk/Downloads/ichs/vol-2-2077-2094-marconi.pdf



Теперь, когда мы ознакомились с такими сведениями, будет ли кто-нибудь утверждать, что Александровскую колонну и Исаакиевский собор выкопали, а Монферран был неграмотным рисовальщиком?
Tags: Исаакиевский собор, Монферран, история Петербурга, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “Исаакиевский собор” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments