metafor_7 (metafor_7) wrote,
metafor_7
metafor_7

Category:

Книги и документы по истории гром-камня



Поиски подробностей истории доставки гром-камня для постамента памятнику Петру I привели меня к сведениям, изложенным в книгах и к описанию архивных документов. Буду помещать их друг с другом, чтобы вы имели возможность сличить.
Книга Нечахина И. В.



Оказалась той "тумбочкой", откуда были взяты сведения для последующих описаний сооружения монумента Пушкарёвым и некоторыми другими авторами. И напечатана она в 1795 году(через 13 лет после открытия монумента)!



Делюсь ссылкой: http://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000199_000009_003339253/viewer/

Но в данный момент меня интересуют только сведения о гром-камне.

В этой книге не сказано о том, что поначалу для постамента нашли подходящий камень в Кронштате. Сказано об этом в другой книге



В Документах адмирала Мордвинова об этом тоже упоминается

Описание дел Архива Морского министерства за время с половины XVII до начала XIX столетия Т. 5
http://нэб.рф/catalog/000199_000009_003889353/viewer/





Обратите внимание на изменение планов по доставке камня в документах (остальные документы помещены внизу)



связанные с находкой лахтинского камня.



Подробности дела с транспортировкой камня в книге Нечахина:





Вот, тут, оказывается, упоминается главная причина отказа от валов: опыты показали невозможность стронуть камень с места по причине большой силы трения.









Ещё один упоминаемый ранее участник событий:



Напомню, о чём речь: " Главным же руководителем всех этих работ был назначен капитан-лейтенант Яков Лавров. (Не следует его путать с другим Яковом Лавровым, тоже капитан-лейтенантом, командиром ряда кораблей и участником многих кампаний, пропавшим без вести в 1782 году с яхтой «Миус»).Моряк и строитель, великолепный организатор, Лавров пользовался большим уважением в Адмиралтейств-коллегий, которая поручала ему сложнейшие работы по строительству флота. Он был вызван для руководства перевозкой Гром-камня из казанской адмиралтейской конторы, где в 1769 году занимался подбором рабочих и заготовкой леса. Мордвинов хорошо понимал, что на такого человека, как Лавров, с его богатым опытом строителя и организатора работ, можно вполне положиться." http://www.ilovepetersburg.ru/content/mordvinov

В архиве Военно-морского флота хранятся и такие документы


(можно открыть в отдельном окне и разсмотреть)

Так что даже те немногие из ока найденных документальных свидетельств говорят в пользу реальности именно такой перевозки гром-камня.



Следующим дополнением будут строки машинного перевода книги Карбури, ибо они содержат некоторые детальные сведения по конструкции нижних желобов:
" Je donnerai ici les dimensions de la machine telle qu elle a servi pour transporter le rocher. La partie inferieure de la machine etoit composee des poutres isolees: elles avoient chacune 33 pieds le long, 14 pouces de largeur sur 12 de hauteur. On les voit representees par les bouts, planche premiere, & marquees AAA, figures premiere & seconde. Elles etoient creusees, a leur superficie, en forme de gouttiere, pour recevoir une coulisse de metal de deux pouces d epaisseur: elle etoit faite de fix pieces. On voit la coupe fig. troisieme ; elle est representee aussi en plan planche seconde, fig. premiere AA. Elles etoient amincies sur les cotes parce que le font seul devoit essuyer la violence de la pression. J ai donne, comme on le voit, aux cotes de cette coulisse de metal une forme convexe, pour diminuer le frottement que la boule eprouveroit en y roulant."

"Привожу размеры машины таким образом, чтобы он был использован для транспортировки камня. Нижняя часть машины состоит из изолированных лучей: они имели каждый длину 33 фута (1005,84 см), 14 дюймов (35,56 см) ширины, 12 (30,48 см)- высоты. Мы видим их изображение с торца на первой доске, и шатры AAA цифры первого и второго. Они были выдолблены, в форме желоба в нужном месте, чтобы получить металлическую кулису два дюйма (5.1 см) толщиной, она была сделана из зафиксированных частей. Мы видим, разрез рис. третий; он также представлен на второй карте доска, рис. АА в первую очередь. Они были поредели за шансы, потому что это для единственной цели уничтожить давление. Я ве дал, как мы видим, вероятность этого металла скользит выпуклую форму, чтобы уменьшить трение, так как мяч eprouveroit инвалидной коляске там. J также наблюдается avois к диаметру таких шаров всегда portassent что делать канаву, и что уменьшает трение, которое шары будут изпытывать при качениии когда машина движется.



Tags: гром-камень, история Петербурга, история России, технологии
Subscribe

Posts from This Journal “гром-камень” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments